Понедельник, 01 03 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Отец и сын - Мухамедхан Сейткулов и Каюм Мухамедханов - патриоты Отечества

В библиотеке имени Абая состоялась презентация книги "Отец и сын – Мухамедхан Сейткулов и Каюм Мухамедханов – патриоты Отечества". С данной книгой участников мероприятия познакомила профессор, директор общественного фонда "Центр образования и культуры", дочь Каюма Мухамедханова Дина Мухамедхан. Она рассказала о цели написания книги, выпущенной общественным фондом "Центр образования и культуры имени Каюма Мухамедханова", о духовной связи двух поколений, огромном вкладе отца и сына в движение Алаш, документах и фотографиях, вошедших в данную книгу.

Дина Каюмовна прислала "Созвучию" материалы из книги, посвящённой её выдающимся предкам.

Фото в заголовке: Дина Мухамедхан выступает на презентации. Источник: radio7.kz

Из книги:

 

Письмо из Карлага к супруге и наказ детям:

«Никого никогда не обманывайте, никому не лгите и, что бы ни случилось, всегда говорите только правду».

 

В  этом завете - патриотизм человека и гражданина. Надо говорить с молодежью о духовно-нравственном стержне человека, получившем такое воспитание от своего отца. Наставляя детей на чистоту души и совести и силу духа, ученый знал, что он мог никогда не вернуться из Карлага...

«Балалар бір-бірімен жан жолдастай, бірін-бірі жақын көріп сыйлап, ақылдасып, көмектесіп туратын болсын. Өзді-өзі тату-тәтті болсын. Ауздарына жаман сөз алмасын!

Тәртіпті, тәрбиелі болсын! Осыны өздеріне оқып ұғыңдыр. Мені шын жақсы көрсе, аман-есен қайтуға тілектес болумен бірге осы айтқандарымды булжытпай орындасын!

Саған көмектесіп, айтқаныңды істеп, сыйлап тіліңді алып тұрсын. Екі қайтара айтқызбайтын болсын! Осы айтылғандарды орындап журсе маған да жеңіл болады. Менің де көнілім көтеріліп жүдемей жүрем.

Тағыда ең қатты айтатын нәрсе – ешкімге де бір ауыз өтірік айтудан, алдаудан аулақ болсын. Не болсада шынын сөйлейтін болсын.

Сүйікті балаларым! Сендердің маған кәзіргі көрсеткен көмектерің осы болады. Сендерге менің борышым өте көп. Бірақ амал жоқ.

Аман-сау көріселік! Өмірде бәрі де кездеседі. Шыдау керек. Жабырқап, жасымау керек. Адал жандармыз ғой  ақыры қайырлы болсын.

Беттеріңнен сүйдім!  Қайым. Теміртау. 16/II 1953 ж.»

***

 

 

Он задавал вектор духовно-нравственного развития

Мухамедхан Сейткулов, сподвижник алашординцев, образованный и благородный человек, меценат культуры, преподаватель Ислама был расстрелян 2 декабря 1937 года в 2 часа ночи. В ту ночь в г. Семипалатинск было расстреляно около ста человек. Произошло массовое убийство ни в чем неповинных граждан. До сих пор место его расстрела и захоронения остается неизвестным. Такие ответы были ранее получены из КНБ, а теперь из МВД, куда  переданы дела репрессированных. Как мы можем жить с такой памятью, с такой совестью? Неужели нас не волнует, что десятки убитых, не были захоронены достойно? Неужели мы не хотим знать все имена, чтобы прийти поклониться праху родных и совсем незнакомых людей, наших граждан, достойных граждан, погибших от сталинского режима? Гражданская активность людей состоит в установлении мест памяти, в достойном хранении символов памяти.

Мухамедхан Сейткулов (1870–1937) был ярким представителем духовной элиты казахского народа рубежа XIX и первых трех десятилетий XX веков. Он задавал вектор духовно-нравственного развития и в своем доме объединял людей вокруг вечных ценностей культуры, а своими поступками по отношению к людям, моральной и материальной поддержкой он показал пример человечности и отзывчивости, открытости души и сердца. Сейткулов давал уроки Ислама в мечети Тыныбай, а впоследствии служил имамом в мечети № 6, известной как мечеть Ахмета Ризы. Гостеприимный дом Сейткулова в городе Семипалатинске был всегда открыт для встреч и дискуссий о прошлом, настоящем и будущем народа. Он поддерживал отношения с писателями и издателями того времени. В доме М.Сейткулова останавливались, приезжая в Семипалатинск Абай и его ученики – Турагул, Кокбай, Шакарим и другие. А в 1912 году, в один из приездов Шакарима в дом М.Сейткулова и была сделана всем известная фотография поэта, которая долгое время хранилась в доме Мухамедхановых.

В доме Сейткулова бывали деятели литературы и искусства, известные представители казахской интеллигенции, такие как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсунов, Магжан Жумабаев, Мыржакып Дулатов, Мухтар Ауэзов, Жусипбек Аймауытов, Мухамеджан Тынышпаев, Халел Габбасов, Султанмахмут Торайгыров, Ыдырыс Мустамбаев, Сабит Донентаев, Манен Турганбаев, Амре Кашаубаев, Алмагамбет Капсалемов, Иса Байзаков, Исаин Жанбырбаев и многие другие личности науки, культуры, искусства и общественные деятели.

Мухтар Ауэзов с молодых лет был частым гостем Мухамедхана Сейткулова. Ауэзов в то время учился в Семипалатинской учительской семинарии. Сейткулов предоставил Ауэзову возможность проводить в собственном доме первые репетиции пьес «Енлік-Кебек», «Қарагөз», «Бәйбіше тоқал», «Ел ағасы». Так зарождался первый казахский театр.

Домашняя библиотека занимала в его доме огромный зал.

Отец Каюма Мухамедханова выписывал много газет, журналов того времени на казахском, татарском и русском языках, например – первый казахский журнал “Айқап” и газету “Қазақ”; татарскую газету “Уақыт”, журнал “Шура” и многое другое. Он также выписывал газету “Сары-арқа” и журнал “Абай”, которые издавались в Семипалатинске в 1917-1918 годах. Сейткулов слыл щедрым меценатом. Он был одним из немногих, кто финансировал журнал  «Абай», выходивший под редакцией Ж.Аймауытова и М.Ауэзова и газету «Сары-Арқа». Он сделал много добрых дел, для того чтобы не оборвалась духовная связь времен.

Домашняя библиотека постоянно пополнялась новыми книгами. Среди них были произведения устного народного творчества, классика мировой и русской литературы, первый сборник произведений Абая, изданный в Петербурге в 1909 году; изданные в Семипалатинске в 1912 г. поэмы Шакарима “Қалқаман-Мамыр”, “Еңлік-Кебек”; а также “Қазақ айнасы”, “Шежире – происхождение и история казахов и казахских ханов”; “Книга о религии мусульман” и многое другое. Всего не перечислить. Таким образом, все эти источники постепенно входили в круг чтения детей и старшего сына - Каюма.

В библиотеке было и многотомное издание “Россия. Полное географическое описание нашего Отечества” (редактор Семенов-Тян-Шанский), 18-й том которого назывался “Киргизский край” и был посвящен истории казахского народа (издан в 1903г.). Одним из авторов этого издания был Алихан Букейханов, будущий лидер партии “Алаш” и глава правительства “Алаш-Орда”. Благодаря труду А.Букейханова  Каюм впервые познакомился с объективной историей своего народа и его культурой.

Сейткулов сыграл большую роль в становлении многих знаковых фигур нашей истории, поддержав их материально, морально, духовно.

Сколько таких людей, как Сейткулов было расстреляно в ту холодную декабрьскую ночь 1937 года? Наш человеческий и гражданский долг - сохранить память о таких людях, установить места их гибели,  изучать и помнить их добрые дела и те вечные ценности, воплощением которых была их жизнь и деяния.

 ***

 

Достойный сын своего отца

Каюм Мухамедханов (05.01.1916–30.06.2004) – выдающийся ученый, текстолог, основатель первого государственного музея Абая в г.Семипалатинске (1940 г.), основоположник научного абаеведения и  шакаримоведения,  преданный ученик и соратник М.Ауэзова, член Союза писателей СССР с 1940 года, автор текста Государственного гимна Казахской ССР 1945 года, поэт, писатель, драматург, переводчик, непревзойденный педагог-наставник и общественный деятель. Лауреат Государственной премии РК (1996 г), Отличник народного просвещения Казахской ССР, Отличник просвещения СССР, Почетный гражданин города Семипалатинска, города Аягоза, Жанасемейского и Абайского районов Восточно-Казахстанской области. Обладатель многих титулов и наград: Лауреат Золотой Медали Международной Академии Абая (Лондон,1995г.), первый Лауреат Международной премии Абая Союза писателей Казахстана (1996г.), первый Лауреат Международной литературной премии «Алаш» Союза писателей Казахстана (1996г.), Лауреат премии Союза журналистов Казахстана.

Судьба Каюма Мухамедханова – это некий эталон Совести, – не сломленной, не униженной предательством, не запятнанной корыстью и тщеславием; редкий пример умения не разочаровываться в людях вопреки всем невзгодам и невероятным испытаниям, которых выпало на его долю немало.

Заслуживают особого внимания для воспитания духа и души мысли Каюма, высказанные им в разных жизненных ситуациях, и его поступки, которые стали для нас моральными принципами и эталоном общечеловеческих ценностей:

“Человек умирает всего лишь один раз. Я тогда думал так: если я и погибну, то, что моя смерть, когда такие люди, как алашевцы, погибли…” (о пытках НКВД)

“Лучше умереть, чем клеветать. Как можно было бы жить с такой ложью?..” (как известно, Каюм не отказался от школы Абая, чего от него требовали во время пыток НКВД и не предал своего учителя М.Ауэзова)

“У меня нет чувства мести, но оскорбленная моя человеческая совесть толкнула меня довести до Вашего сведения вышеизложенное…” (из письма к начальству Карлага о массовых грабежах заключенных)

“Тому человеку, кто познал Абая, и каждый свой шаг сверяет по нему, гораздо легче будет преодолевать жизненные невзгоды. И ему не надо никаких других моральных кодексов. Только побольше бы таких людей”.

“Кто-то выдумывает ложь. Кто-то готов верить этой лжи. Кто-то ищет ложной славы. Разве мы можем называться народом, если не будем думать?” (об искажениях истории, о выдумках и лжи о вымышленных батырах).

 “Cчастье – это быть свободным, говорить правду и не бояться ничего. Только так надо жить! Это – главное для человека” (так жил Каюм Мухамедханов).

 «Живите честно. Будьте скромными. Оставайтесь людьми» (завет детям)

 

Эти мысли и высказывания ученого-патриота являются важными для создания Диалога о человечной морали, благородстве, исторической правде и исторической справедливости, которая всегда торжествует.

Прочитано 1597 раз