Вторник, 19 10 2021
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Алма Тусупова, Айгерим Смагулова, Жанна Узбекова. Современная женская проза

Тенденция к синтезу, к слиянию проявляется на разных уровнях: синтез  музыкальных стилей, и как результат – более  широкие возможности выразить творческую индивидуальность. На стыке нескольких наук появились совершенно новые научные направления: психология объединяется с лингвистикой, чтобы создать психолингвистику; литературоведение не мыслит себя без философии и т.д. Взгляд на объекты научного исследования становится более многогранным. Современные исследователи, в частности М. Липовецкий, называют такой подход в литературе анкетным. Мало кто в наши дни пытается четко разграничить направления в литературе, определить границы стилей, жанров, однозначно «распределить» писателей по литературным школам, течениям.

        Литература 90-х годов в целом – это литература яркого самовыражения. Поиски новых форм и новых подходов сочетаются, как правило, с умелым, талантливым опытом предыдущих поколений писателей.

        Игра, эксперимент, разнообразие становятся ключевым понятием современной литературы. С другой стороны, тенденция к синтезу жанров, стилей, форм создает определенные трудности в изучении творчества современных писателей.

        Это обстоятельство способствует созданию атмосферы споров, дискуссий в  среде критиков, ученых, специалистов по поводу того, к какому из течений ближе тот или иной автор, чьи традиции он продолжает.

        В современном литературоведении принято относить творчество Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, Ольги Фоминой к  «женской» прозе. Критика, порой, довольно-таки пренебрежительно относится к «женской» прозе, называя ее «дамским» рукоделием. Это объясняется рядом причин: во-первых, традиционно, исторически сложилось, что именно мужчины составляют абсолютное большинство в литературе; женщин-писателей всегда было не так много. Но когда авторы-писательницы образуют целое направление – это уже вызов.  Во-вторых, в наше время так много эмансипированных женщин, что создание литературных произведений воспринимается как пунктик в завоевании женщинами жизненного пространства.

Людмила Улицкая, Татьяна Толстая, Ольга Фомина      

        Тем не менее, невозможно представить современную литературу без «женской» прозы. В чем же ее специфика?  Большинство проблем решается чаще всего на бытовом материале, герои погружены в вещный мир, их волнуют только материальные ценности. Квартирный вопрос, давление коллектива на человеческую личность, негативная социальная среда  составляют мир человека в  произведениях «женской» прозы. Жизнь героев циклична, предсказуема. Они пытаются вырваться  из круга быта, из круга жизни. Но чаще всего их попытки бесплодны. Героини озадачены проблемами устройства – неустройства личной жизни, показано стремление женщин к замужеству и семейной жизни или воспитанию детей. Самые интересные и яркие персонажи  Т. Толстой не только интересуются политикой, но относятся к категории людей, лишенных критического взгляда на жизнь. Трогательные и наивные Соня («Соня»), Петерс («Петерс»), Шура («Милая Шура»), Зоя («Охота на мамонта»), «Кысь» просто не состоянии разобраться в политических событиях в стране.

       Л. Улицкая отмечает, что красота русской женщины – это не только физическая привлекательность, сколько «красота сострадания». В ее отношении  к мужчине «преобладает материнское чувство: пригреть горемыку, непутевого». Образы мужчин в прозе Л. Улицкой эпизодичны. Мужской характер представлен типичным для мужской гендерной роли чертами – умом, настойчивостью и твердостью. Герой наделен глубоким эмоциональным миром, способностью любить женщину и боготворить свою избранницу (образ Серго – яркий пример  национального для русской литературы характера). Доминанты внутреннего мира героев в прозе Л. Улицкой определяются жаждой любви – страсти, материнской любви.

       Отстранение от политики в литературе нисколько не умаляет художественного таланта автора, обличающего не социальный уклад, а изъяны души. Т. Толстая сосредотачивает внимание на внутреннем мире  персонажей и только мелкими штрихами делает зарисовки негативных черт политического строя.

       Представители «женской» прозы разрушают традиционные стереотипы женственности и мужественности. В этом, возможно, еще одна причина нелюбви со стороны мужчин-критиков. Герой оказывается слабым и неприспособленным к тяжелой жизни и невыносимому быту. На первый взгляд, он силен, вынослив… На самом деле именно героиня проносит их отношения сквозь суровую реальность.

Необычна позиция автора в произведениях  Т. Толстой. Ее проза театральна, т.е. подчинена законам драмы. Поэтому автору удобнее всего занять позицию режиссера, во власти которого находятся все актеры, декорации, мизансцены. Т. Толстая подбрасывает героям такие ситуации, в которых могут быть проявлены самые неожиданные их качества. Это похоже больше на игру. Игру режиссера со своими же актерами. Обычная игра ассоциируется с миром детства. Но прозаик переносит игру и ее принципы в мир взрослых. Для взрослых игра – ностальгия по ушедшему миру детства или заменитель волнующих событий в обыденной жизни. Название первого сборника Т. Толстой «На златом крыльце сидели», как и одноименного рассказа взяты из детской игры-считалочки, как и оглавление рассказа «Вышел месяц из тумана». А игра-гадание «Любит – не любит…» стала в том же сборнике названием  произведения  «Любишь – не любишь».

       «Рассказ на златом крыльце сидели» – своеобразный возврат в детство, повествование включает детские игры и сказочные мотивы, где дядя Паша и царь Соломон, заколдованный принц, распахивающий дверь в пещеру, а Вероника Викентьевна – жадная царица.  В «Охоте на мамонта» Зоя  мечтает о муже-короле и воображает себя принцессой и королевой красоты.

       Таким образом, в творчестве Т. Толстой как представителя артистической прозы отражаются законы и принципы драмы, театрального искусства, которые она использует не только для создания «зрелищных»  текстов, но и для выражения авторской позиции. 

      Рассказы Ольги Фоминой написаны в стиле легкой оригинальной прозы. Искренность и позитивная окраска, четко прослеживаемая женская тематика не оставляют равнодушными любителей прозы, настраивают на оптимистический лад. Впервые как автор О. Фомина заявила о себе выходом в свет в 2013 году сборника рассказов «Пуговица». Вторая книга «Фермуар Полины» (2016)  написана в легком детективном жанре, но с характерными для автора позитивными нотками и фантазийностью сюжета.  Главное достоинство книг О. Фоминой – утверждение истинных ценностей человеческого бытия, чувственное и разумное восприятие мира, ее книги предназначены читателям, сохранившим детскую чистоту души и наивное  восприятие мира.

Прочитано 10741 раз