Среда, 26 01 2022
Войти Регистрация

Login to your account

Username *
Password *
Remember Me

Create an account

Fields marked with an asterisk (*) are required.
Name *
Username *
Password *
Verify password *
Email *
Verify email *
Captcha *

Альфия Каримова: «Оперный певец должен быть мобильным, оптимистически настроенным и готовым все время учиться»

В марте спектакль «Травиата» собрал аншлаги и в Астане, и в Уфе. И если уж вам повезло приобрести заветный билетик, готовьтесь к музыкальному потрясению, потому что на сцене – оперная дива Альфия Каримова, заслуженная артистка Республики Башкортостан, ведущая солистка театра «Астана Опера».

– Опера «Травиата» – знаковая в вашей творческой судьбе: вы исполняли эту партию на выпускном экзамене в Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова (класс заслуженного деятеля искусств России и Башкортостана М.Г. Муртазиной). Март 2017 года также прошел под знаком Травиаты: вы пели Виолетту в спектаклях Театра оперы и балета Республики Башкортостан и театра «Астана Опера».

– Кому же может не нравиться Виолетта? Эта партия у меня «вызрела». Я ее готовила со многими выдающимися музыкантами и режиссерами. Но Виолетта в Уфе и в Астане – разная. Кому нравится романтическая героиня – добро пожаловать в уфимский музыкальный театр с классической постановкой болгарского режиссера Кузмана Попова. В Астане – более современная постановка итальянского режиссера Хеннинга Брокгауза. Я отношусь спокойно к режиссерским новациям и трактовкам. Как сказал великий Джоаккино Россини: «Для того, чтобы быть певцом, нужны три вещи: голос, голос и голос». То есть, самое главное на сцене – это пение.

– Вы выступали на многих сценах и концертных площадках мира: в Карнеги-холле, Перформанс-центре Сони, «Карло Феличе», Мариинке, Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета и т.д. Но первая ваша сцена – это уфимский музыкальный театр.

– Да, в Башкирский государственный театр оперы и балета я пришла очень рано – в 21 год. И начинала с самых маленьких партий, образно говоря, с «Кушать подано». И это совершенно справедливо: начинать с «Травиаты», к примеру, нельзя – певцы просто-напросто могут сломаться. По моему глубочайшему убеждению, нужно следовать от простого к сложному. А в 23 года спела партию Царицы ночи в «Волшебной флейте» Вольфганга Моцарта. А далее я готовила по 3–4 партии в год. Уфимский театр – это то место, где я научилась всему: актерскому мастерству, искусству пения с оркестром, гриму, элементарно.

– И сейчас вы являетесь ведущей солисткой театра «Астана Опера».

– Мне нравится жить в Астане. Это мой город, который нравится по энергетике. Несмотря на суровый резко-континентальный климат, здесь легко дышится – все «сдувается» сильными ветрами.

Я уже 4 года как живу в Астане и могу сказать, что с каждым годом жизнь здесь по сервису, культурному развитию становится все лучше и лучше. И репертуар театра «Астана Опера» постоянно пополняется, ведь мы начали «с нуля». Но уже сейчас этот театр набирает мировую известность. Здесь всегда у нас аншлаги – билетов на спектакли не купить.

– Вы сыграли много героинь из опер русской, немецкой, французской, итальянской, башкирской и, наконец, казахской. Вы делаете для себя какие-то различия, предпочтения той или иной национальной опере?

– Для меня не имеет большое значение язык, та или иная национальная культура. Это либо «ложится» на твой голос, либо нет.

Вы активно принимаете участие в самых различных конкурсах и, по вашим словам, их можно сравнить с Олимпийскими играми, которые требуют от вокалистов, как и от спортсменов, соблюдения жесткого режима, бесконечной подготовки и стальных нервов. Сколько их уже накопилось в вашем творческом багаже и какие конкурсы вы бы отметили?

– На данный момент за моими плечами более 30-ти конкурсов. Но наиболее мне запомнился Международный конкурс молодых оперных певцов имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге в 2006 году. Там я впервые спела на исторической сцене Мариинки с оркестром этого театра и получила почетную III-ю премию. Для меня было важно участвовать в Международном конкурсе имени Франсиско Виньяса в Барселоне в 2007-м. Конечно, я была конкурсанткой и казахского вокального конкурса, а именно Международного конкурса вокалистов имени Бибигуль Тулегеновой, где завоевала Гран-при. Произошло это в 2007 году.

– Я знаю и другие «громкие» фестивали и конкурсы с вашим участием. Например, вы были номинированы на «Золотую маску–2007» с оперой «Бал-маскарад» Джузеппе Верди (Театр оперы и балета Республики Башкортостан). И Вы также стали обладательницей номинации «Лучший женский голос» по версии «The Opera Ball Award-2015». Ведь это самый престижный конкурс Евразии, начиная с 2007 года. Бал посещают более 1000 гостей, среди которых крупные политики и деятели культуры, а в члены его жюри приглашаются директора мировых музыкальных театральных сцен. По условиям конкурса вам нужно было…

– Исполнить две оперные арии с оркестром перед жюри – директорами и художественными руководителями крупнейших театров: Парижской оперы, Венской оперы, Арена ди Верона, ГАТОБ имени Абая.

– Я поздравляю вас с этой и другими победами! В феврале этого года Вы приняли участие в IV-м Всебританском фестивале-конкурсе искусств «Звезды Альбиона» в Лондоне, который был организован Российско-Британской академией музыки «Музыка Нова» под патронажем Всемирной ассоциации исполнительских искусств (World Association of Performing Arts), а также при поддержке Координационного совета российских соотечественников, Посольства РФ и представительства Россотрудничества в Великобритании. В рамках фестиваля состоялся ваш сольный концерт…

– Да, Евгения Терентьева, директор «Музыка Нова», пригласила меня не только в качестве члена жюри этого фестиваля-конкурса, но и в качестве исполнительницы. Она очень хотела, чтобы в Лондоне прозвучала русская музыка. Я пела романсы Чайковского, Римского-Корсакова и Рахманинова.

– Вам сложнее участвовать в конкурсах в качестве конкурсантки или же члена жюри?

– Когда ты участвуешь как конкурсант, то больше от себя зависишь – от своей воли, можно сказать, олимпийской. Ты выходишь, поешь и все – дальше можно отдыхать и готовиться ко второму туру. Трудно, потому что это марафонское занятие – ведь самое главное в конкурсе быть не только лучше остальных, но лучше себя. И это гораздо важнее.

А вот что касается работы в жюри, то это огромная лавина музыки, которая «падает» на тебя, это огромное количество участников. И ты их должен не просто послушать, но и выставить объективные оценки.

При выступлении конкурсантов я все подробно записываю, это мои «Записки сумасшедшего», образно говоря. Я отмечаю, у кого какие проблемы и что нужно сделать, чтобы их решить. И когда конкурсанты ко мне подходят, я им советую, как исправить те или иные ошибки. Вуаля!

С приездом в Астану началась и ваша педагогическая деятельность в Казахском национальном университете искусств. И я хочу поздравить вас с очередной победой – ваша студентка Наргиз Сатмухамбетова стала лауреатом недавно прошедшего V Республиканского фестиваля «Өз елім» имени Нургисы Тлендиева.

Спасибо. Я преподаю в университете всего второй год, но отмечу, что уже давно консультирую своих коллег, состоявшихся оперных певцов. Это тоже педагогическая работа – у вокалистов должно быть «ухо», которому доверяешь. Как репетитор для артиста балета или тренер для спортсмена.

К педагогической деятельности отношусь очень ответственно: я даю человеку профессию. Я также психолог и тренер. К счастью, мне есть, что сказать. Педагог я очень жесткий, но меня студенты терпят и даже умудряются любить. И меня педагоги не жалели, не холили и не лелеяли. Я поняла, что именно такая закалка дает результаты, потому что в театре никто, никогда и никого не жалеет. Оперный певец должен быть мобильным, оптимистически настроенным и готовым все время учиться.

– Тогда, раз уж зашла речь об учебе, насколько вам близки слова Елены Образцовой, которая училась постоянно – у своих коллег по сцене, например. Причем, училась на всем: хорошем и не очень хорошем – как надо петь и как не надо.

– Конечно! Настоящий музыкант постоянно над собой работает.

– Вы выпустили свой диск…

– Да, мой первый диск «Coloraturа passion» вышел в 2012 году. После записи кто-то по происшествии времени думает: «Эх, сейчас бы спел по-другому». У меня нет таких мыслей – за эту запись мне не стыдно. На диск записано много сложнейших произведений для колоратурного сопрано: «Соловей» Алябьева, арии Шамаханской царицы Римского-Корсакова и Лакме Делиба.

Что вы будете исполнять в ближайшее время?

– «Кармину Бурану» Карла Орфа и «Богему» Джакомо Пуччини.

– В своем блогах в соцсетях вы часто выкладываете потрясающие фотографии.

– Фотосессии – это тоже часть нашей профессии, как и съемка клипов, общение с прессой. Фейсбук и другие социальные сети – это твой имидж, твое лицо.

P.S. Согласно одной теории, художественная индивидуальность и личность одного и того же человека (то есть, человек-творец и человек в жизни) – это две разные личности. Бывает так, что после личного знакомства с тем или иным музыкантом у меня напрочь пропадал интерес к его творчеству. Какое же это счастье: после интервью я все более и более хочу слушать Альфию Каримову!

Дина Мосиенко

Прочитано 14316 раз